Сажалка для картошки для мотоблока своими руками

В.В. Усачёва — Из истории культурных растений: Картофель (Solanum tuberosum L.) | Автор топика: Liesl

Картофель — одна из древнейших культур, которую начали возделывать в Европе совсем недавно, — за короткое время снискал всеобщее признание.

Благодарное человечество решило отметить его триумфальное шествие по странам и континентам, поставив памятники людям, которые способствовали его внедрению и распространению. Во Франции воздвигнуты памятники королевскому аптекарю, парижскому естествоиспытателю Антуану Пармантье. Один из них — под Парижем, на том месте, где впервые был посажен картофель, другой — на родине аптекаря, в Мондидье. На одной стороне его высечена надпись: «Благодетелю человечества», на другой — слова Людовика XVI, сказанные им Пармантье: «Поверьте мне, настанет время, когда Франция поблагодарит вас за то, что вы дали хлеб голодающему человечеству». Третий памятник воздвигнут в Германии, в Гарце, с надписью: «Здесь в 1748 году был сделан первый опыт разведения картофеля». В Оффенбурге (Бавария) в XIX в. установлен памятник адмиралу английского флота Ф.Дрейку: немцы по ошибке считали, что именно он привез эту новую культуру в Европу. Фриз пьедестала украшают картофельные клубни, на плоскостях постамента надписи: «Сэр Фрэнсис Дрейк, распространивший употребление картофеля в Европе.
1586 г. н.э.», «Миллионы людей, обрабатывающие
землю, благословляют его бессмертную память», «Ценный дар спасает бедных от голода и облегчает их горькую нужду». На четвертой стороне увековечено имя скульптора: «Город Оффенбург обязан благодарностью скульптору и дарителю этой статуи Андреасу Фридриху. 1853 г.».

Культура картофеля известна уже четырнадцать тысяч лет: на его родине, в Чили, Перу и Боливии, картофель культивировали путем эксплуатации диких зарослей. В Европе это растение появилось в середине XVI в., сначала в Испании, затем в Италии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Англии. Картофель имеет множество видов, отличающихся формой и цветом клубней, разнообразными колерами цветков, оригинальными листьями, что объясняет первоначальное отношение к нему как к декоративному растению. Большой популярностью пользовались цветы картофеля, особенно после того, как французская королева дополнила ими свой туалет. Многие годы он украшал сады и парки Версаля и Сан-Суси наряду с другими редкими и диковинными растениями, прежде чем стал культивироваться в утилитарных целях. В конце XVI в. швейцарский ботаник Каспер Баугин дал растению ботаническое название, ставшее международным, — Solanum tuberosum esculentum (Паслен клубненосный съедобный). Только в начале XVII в. картофель появляется на столах королей как лакомство. Иное отношение к этому овощу было у тех, кто должен был его возделывать. Новое растение было встречено весьма враждебно, его считали ядовитым, несъедобным, отказывались сажать и употреблять в пищу. В течение XVII в. картофель, несмотря на сопротивление крестьян, распространялся по странам Европы, чему немало способствовали разорительные войны и неурожаи зернового хлеба. Начали его выращивать монахи в монастырских садах и огородах. Постепенно новая культура завоевывала признание, а вместе с ним — всё большие и большие пространства для посева. Картофель, а вместе с ним фасоль и кукуруза, также привезенные из Америки, обживаясь на новом континенте, очень скоро стали теснить старые сельскохозяйственные культуры — репу, горох, просо.

Появление картофеля в России связано с именем Петра I. Будучи в Голландии, он познакомился с новым растением и, желая распространить его в России, послал мешок клубней для посева, но это начинание не имело успеха. Вторая попытка была более успешна — при Анне Иоанновне картофель начали разводить в огородах под Петербургом. В эпоху Екатерины II опыты по внедрению картофеля продолжались, постепенно новая культура распространилась на юг, вплоть до Малороссии. Во время правления Павла I предписывалось в обязательном порядке разводить картофель не только на огородах, но и на полях.

Chaundra  В 1765 г. Медицинская коллегия подала в Сенат рапорт о том, что лучший способ помочь голодающим крестьянам «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются потетес, а в иных местах зеляными грушами, тартуфелями и картуфелями». В том же 1765 г. Сенат издал указ о необходимости культивирования картофеля. По всем губерниям был разослан «на расплод» выписанный из-за границы семенной картофель с наставлением «О разводе и употреблении земляных яблоков, для раздачи оных дворянству и прочим в губерниях и провинциях обывателям» [Никифоров 1922, с. 42–43].

Если в Петербурге картофель разводили в достаточном количестве, обеспечивая себя даже посадочным материалом, то в других местностях империи к иноземному нововведению относились с недоверием и суеверным предубеждением вплоть до середины XIX в.

Андрей Тимофеевич Болотов — выдающийся русский просветитель, ученый-энциклопедист, родоначальник отечественной сельскохозяйственной науки, весьма заинтересовался новым растением и приложил немало усилий к его внедрению в России. Болотов был одним из тех помещиков, которые с энтузиазмом откликнулись на призыв разводить картофель. Он сам выращивает новую культуру, постоянно наблюдая за ростом, цветением, плодоношением экзотического растения, проводит опыты, цель которых — увеличение плодородия и максимальное приспособление к новым климатическим условиям. Свои наблюдения он излагал в статьях, которые публиковались в «Трудах Вольного экономического общества», в «Экономическом магазине», в журнале «Сельской житель», издававшемся короткое время им самим.

В 1765 г. в «Трудах Вольного экономического общества» были напечатаны «65 экономических вопросов» с просьбой к читателям ответить на них. А.Т. Болотов подробнейшим образом ответил на них и в том числе
на вопрос № 23 «Сажают ли тартофели? ». Ответ был таков: «Тартофели здесь совсем еще неизвестны, и пользы и употребления оных не знают, однако можно надеяться, что они разведутся, потому что некоторые, хотя немногие, помещики уже в огородах размножать их начинают» [Болотов 1765, с. 28]. Немного позже, в 1769 г., он написал статью «Примечания о картофеле», где сообщил о двух родах этого растения — белом круглом и красном продолговатом: первые «зовут здесь по большей части яблоками земляными, а вторые некоторые начали земляными грушами именовать, что для продолговатой их фигуры и сходственно» [Болотов 1770, с. 293]1.

Общим недоверием к картофелю объясняется то внимание, которое уделялось ему в журналах конца XVIII в. Статьи прославляли картофель, стараясь заинтересовать производителей. Один из авторов писал в «Экономическом магазине» о том, что из картофеля можно делать муку, хлеб, крахмал, пудру, крупу, дрожжи, водку, вино и даже сыры, кофе и масло и что картофель едят не только люди, но и лошади, коровы, свиньи, овцы, козы, индейки, гуси, утки, куры, голуби, рыбы [Перетц 1902, с. 91, 92].
----
1 Впервые статья была опубликована в «Трудах Вольного экономического общества» (СПб.) за 1770 г., ч. 14, здесь же помещена статья «О делании из картофеля муки». Статьи А.Т. Болотова «Об употреблении картофеля» и др. печатались и в «Экономическом магазине», выходившем в Москве, в 1780 (ч. 1), 1783
(ч. 13) и 1778 (ч. 30) гг.

Chaundra  Как свидетельствуют документы, в Архангельской губернии опыт внедрения картофеля в 1765 г. не удался и к началу XIX в. был забыт. Не лучше обстояло дело и в других губерниях, несмотря на то, что правительство разработало целую программу: в губернию посылался чиновник для наставления о возделывании, хранении и употреблении картофеля, была организована даровая раздача посевного материала 2.

Стремление властей внедрить культуру картофеля в крестьянское хозяйство постоянно наталкивалось на уп***е сопротивление народа. Только в царствование Николая І в связи с неурожаями хлеба в 1839 и
1840 гг. правительство приняло самые энергичные меры к увеличению посевов картофеля 3.

В 1841 г. по всеподданейшему докладу государю императору об ослушании, оказанном некоторыми казенными (так называемыми государственными) крестьянами, по случаю посева картофеля, его величество высочайше повелеть изволил: виновных в ослушании, годных отдать в рекруты, а неспособных отправить на определенное время в крепостную работу, распространив сие и на другие места, где только могло бы возникнуть подобное ослушание [Подвысоцкий 1879, с. 97].

«Возмущение это по обширности своего распространения и по числу крестьян, принимавших в нем участие, — одно из важнейших русских народных волнений настоящего столетия», — писал П. Деви в статье, посвященной картофельному бунту 1842 г. в Пермской губернии. — «Исполнители, будучи уверены в слепом повиновении крестьян, не считали нужным разъяснять им значение мероприятий относительно их же самих» [Деви 1874, с. 87].
---
2 Разбирая архив архангельского губернского правления, А. Подвысоцкий обнаружил прошение, которое Продовольственный комитет направил губернатору с просьбой выделить денег из казны на покупку семенного картофеля для развозки и раздачи бедным крестьянам. Это прошение осталось без ответа
[Подвысоцкий 1879, с. 85].

3 Высочайшим повелением было постановлено: «1. Завести во всех казенных селениях общественные посевы картофеля, для снабжения этим последним крестьян для будущих посевов. 2. Издать наставление о возделывании, хранении и употреблении картофеля. 3. Поощрять премиями и другими наградами хозяев,
отличившихся разведением картофеля» [Никифоров 1922, с. 43].

Chaundra  Картофельные бунты сотрясали Россию, начиная с 1834 г. Причиной их были насильственные меры по введению посевов картофеля, для которых у крестьян отбирали лучшие земли, а за неисполнение предписаний властей подвергали жестоким наказаниям, облагали новыми поборами. Особенно мощными были выступления крестьян в 1840–1844 гг. Одиннадцать губерний Севера, Приуралья, Среднего и Нижнего Поволжья были охвачены картофельными бунтами. Не понимая сути указов и предписаний, крестьяне в распоряжении о посеве картофеля отыскивали доказательство того, что их продадут господам, а это еще больше ухудшит их положение. Непонятны им были и обещанные за посевы
«ненавистного овоща» награды, поэтому в действиях начальства они искали тайный смысл. На усмирение взбунтовавшегося народа были брошены войска. Последовали расстрелы, суд, ссылка в Сибирь, сдача в солдаты.

Тем не менее, со временем картофель утвердил свои позиции и завоевал прочное место среди старых сельскохозяйственных культур. Корреспонденты Тенишевского бюро по Владимирской губернии в конце
XIX в. уже причисляют картофель к повседневной пище крестьян, наряду с ржаным хлебом, капустой и некоторыми другими продуктами, причем в богатых семьях картофеля потребляли меньше, чем в бедных, — за счет хлеба, гречневой каши и пр. В Юрьевском уезде картофель занимал по значению второе место в пищевом рационе крестьян [БВКЗ, с. 223, 226]. И у украинского селянина картофель был главным элементом после хлеба. Об этом говорят и поговорки, сложенные народом: рус. «Картофель хлебу подспорье», словац. «L’udia na zemniakoch a kapuste žijú» [ČslV, s. 525], а белорусское присловье «Грэчка — авечка, бульба — бык» подчеркивает продуктивность картофеля, экономическую выгоду его культивации по сравнению с гречихой, традиционной культурой этого региона [БНП, с. 76, 39].

Картофель считали порождением дьявола, называли дьяволовым семенем. Негативное отношение к картофелю наиболее стойко сохранилось у старообрядцев. Они отнесли его, как чай и табак, к числу «антихристовых нововведений», о чем свидетельствуют полученные им в некоторых местах России названия погань, чертово яблоко (тульск., москов., ярослав., перм. [Даль 1955, с. 94]). В Ярославской губернии (Пошехонье) картофель вплоть до конца XIX в. считался «нечистым» растением. Ср. также кашубское выражение «Tu są djåbėl groxą zesrål» — о мелких картофелинах под кустом (Хель [Sychta SGK, c. 364]), в котором отразились негативные коннотации. Вместе с тем, с распространением новой культуры
менялось и отношение к ней, картофелю стали приписывать божественное происхождение, о чем говорят, например, поговорки: укр. «Бог створи́ў бандýркы на то, жéбы і бідн’áк маў с кóго скóру дéрті» [Ганудель 1987, с. 209] и серб. «Бог je створио кромпир за љубав сиротиње — «да би и сиротиња имала коме да гули кожу» (Бог создал картофель из любви к бедняку, чтобы и бедняку было с кого сдирать кожу) [Чаjкановић 1985, с. 143]. Об этом говорит и русская загадка о картофеле: «Между гор, между ям сидит птица холуян, несет яйца — божий дар» [КГ, с. 333].

Неприязнь старообрядцев к картофелю нашла отражение в легендах о его происхождении. Негативное отношение к нему сформировало характер народных представлений: он попадает в ряд тех растений, появление на земле которых приписывается сатане, лукавому, черту. В одном из рассказов старик-старообрядец поведал о том, что Господь сотворил рай и райские яблоки. Дьявол же тоже возжелал создать нечто подобное и этим прославиться. Но Бог проклял творение дьявола, и яблоки, созданные им, отягощенные проклятием, ушли под землю и почернели, как самый лик сатаны. И соблазняет он ими князей и сильных мира сего, и даже царицу. «И пошли приказы сеять эту овощь! А того не знают, что
это дьяволово семя» [Никифоров 1922, с. 45] 4.

Chaundra  Связь с нечистой силой прослеживается в поверье, записанном в Казанской губернии: если картофель сварить в молоке, то из него выйдут мыши или кутята (ср. рассказ из Пошехонья, в котором будто бы баба, сидя на картофеле как на яйцах, высиживала мышей).

Уже бытовавшие поверья о растениях, посеянных злой силой, выросших на трупах грешных людей 5, и поверья, основанные на ассоциациях с формой предмета (картофель похож на яблоко, только растет в земле), послужили основанием для создания поверий о картофеле.
---
4 Ср. диалектное название картофеля яблоко добра и зла (в легенде из Шадринского уезда Пермской губернии) — парафраз мотива о грехопадении первых людей, об искушении их запретным плодом древа познания добра и зла.

5 В этиологических легендах растения часто появляются на могилах умерших: одни растения, признаваемые хорошими, вырастают на могилах хороших людей (явор и калина — на могилах умерших влюбленных, роза и лилия, виноградная лоза — на могилах умерших от несчастной любви); на могилах злых людей вырастают плохие растения — ядовитые, жгучие, колючие.
===
Во Владимирской губернии рассказывали о том, что на могиле волхва-колдуна выросло неизвестное доселе растение. Разрыв могилу, увидели, что росло оно из ребра человека и на корнях его — клубни. Попробовали люди эти плоды и стали их сажать и есть. Но Бог воспротивился этому и послал ангела, чтобы тот сказал людям — не сажайте это зелье и не ешьте его. Кто ел, тот пусть покается, кто не покается, «тот не внидет в царствие Божие». Один из списков повести о происхождении картофеля заканчивается обещанием неурожая, нужды и мора той стране, где люди «расплодят сие проклятое зелие». Виновные в его употреблении подвергнутся по смерти вечной муке в «негасимом огне», они не наследуют царства небесного, и только слезное сокрушение до самой смерти о сделанном грехе может вымолить им от Бога прощение [Перетц 1902, с. 92; Назаревский 1911, с. 16–17]. Легенда из Вологодской губернии (Кадников) повествует о мужчине и женщине, уличенных в прелюбодеянии. Их застигли на месте грехопадения, убили и тут же закопали. Где был зарыт мужчина, вырос картофель, а где женщина — табак. По другой легенде картофель вырос на месте, где была зарыта царевна, творившая блуд с псом. Народная фантазия связала два «нечистых» растения: картофель и табак в легендах часто объединяются мотивом появления их на земле из трупов грешников. В варианте, записанном в Костромской губернии В.И. Далем, вместо царевны выступает нечестивая дочь нечестивого царя Ирода. Ирод, узнав о блудодеянии дочери, велел заколоть и закопать ее и собаку, и от кобеля зародился и пошел расти картофель (чертово яблоко), а от дочери Ирода — табак, нечестивое зелье [Никифоров 1922, с. 48, 24]. В Орловской губернии бытовала легенда, в которой говорилось, что картофель вырос из внутренностей царя Ирода, когда он умер.

Привезенный из чужой страны, уже в силу своего чужеземного происхождения, картофель в представлениях народа мог вырасти только на трупе порочного человека.

Со временем растение обрело новый статус и, став привычным в каждом крестьянском хозяйстве, вошло в повседневный обиход и заняло свое место в системе традиционных природно-хозяйственных знаний, наблюдений, освященных мудростью поколений. Для получения хорошего урожая картофеля, для охраны его от вредителей, применяли магические приемы, использовавшиеся при культивации известных ранее сельскохозяйственных растений. Превентивные меры для увеличения урожая картофеля предпринимались главным образом зимой на Рождество и весной — на масленицу, на Пасху, в Юрьев день.

В Сочельник (24 декабря) мальчики и молодые парни валялись на соломе, разостланной по полу в избе, чтобы осенью картошку пришлось уносить в таких больших мешках, как они сами.

Chaundra  Верили, что символическая сценка, разыгранная в этот вечер, станет реальностью во время сбора урожая (Закарпатье [Богатырев 1971, с. 33, 213]); женщины сматывали нитки с веретен в клубки, чтобы картофель уродился таким крупным, как клубки пряжи (Пинское Полесье); в восточной Польше во время вечерней трапезы, когда на стол подавали картофель, присутствующие ударяли себя ложками по лбу, чтобы он уродился. У лемков существовал запрет в первый день Рождества ложиться — если это сделает женщина, то летом картофельное поле зарастет сорняками (Западная Украина).

У западных славян в последние дни масленицы исполняли танцы с высокими подскоками, которым приписывали влияние на рост конопли, льна, а в более позднее время и картофеля. У южных славян на Пасху, Георгиев день или в день св. Петра устраивали состязания в бросании камней в цель, что должно было повлиять на урожайность картофеля.

Чтобы увеличить всхожесть, посадочный материал окропляли освященной на Крещение водой, крошили в него освященные травы, посыпали золой от сожженных еловых веток, украшавших дом на Рождество. Так поступали на Украине, в Польше, Словакии. В некоторых местах Хорватии, чтобы картофель не потерял всхожесть, в случае смерти хозяина или хозяйки кто-нибудь из домочадцев шевелил клубни, зерно и прочие семена в помещении, где хранился посевной материал.

При посадке картофеля руководствовались теми же правилами, что и при севе других культур: например, не рекомендовалось сажать и сеять в полнолуние, так как растения будут цвести, но плодов не дадут. Запрещалось сажать перед полнолунием, так как плоды будут червивыми. Этих правил придерживались русские, белорусы, украинцы, словаки, поляки. Считалось, что лучше всего сажать картофель при лунном ущербе, как и другие растения, имеющие плоды под землей, — репу, морковь, редьку, но не в первые дни после полнолуния, иначе все сгниет. Ср. название первой недели после полнолуния — гнилая — у белорусов Туровщины. В некоторых местах приурочивали посадку ко дню св. Николая, а поляки Мазовии и Великопольши (Ополе, Щецин) — ко дню св. Марка (25 апреля), что выразилось в поговорке: «Sadź ziemniaki z Marka, a będzie pod każdym krzaczkiem miarka» (Сажай картофель на Марка, и будет под каждым кустом мерка) [Pośpiech 1987, s. 219]. В других же местах Великопольши (Добжень Вельки) считали как раз наоборот, т.е. посаженный в день Марка картофель будет паршивым, поэтому начинали сажать его в день св. Войцеха (23 апреля). Иногда советовали сажать в пору цветения яблонь (рус.); когда по небу ходят облачка-барашки, а солнце ярко светит: сажающая картофель приговаривала: «Дай же, Господы, щоб було пид сим коренем картопелек, як на неби хмарок, шоб така ся картопля була рясна, як на неби хмара густа! » (Чтобы клубней было под этим кустом столько, сколько облаков на небе, чтобы картошка была так обильна, как туча густая) [Милорадович 1991, с. 246].

Запрещалось сажать картофель в тот день недели, на который пришлась Голодная кутья (канун Крещения — 5 января) — черви все съедят (Полесье).

Совершались магические действия и непосредственно перед посадкой картофеля. Так, в Нижнеудинском уезде (Сибирь) крестьянки брали камешки от каменки в бане и втыкали их по углам картофельного поля, приговаривая: «На тебе, крот, камень. Держи ввек-повеки зубами», или, положив камень в первую выкопанную под клубень ямку, произносили: «На тебе, крот, камень в рот, а картошку мою не шевель». Этот же камень перекладывали в следующую ямку с тем же заклинанием, а в третьей ямке закапывали, повторив в третий раз те же слова. Только после этого принимались за посадку картофеля [Громыко 1975, с. 134].

Подобные магические приемы известны и другим славянским народам. В восточной Польше в день посадки картофеля парни совершали символический обряд закапывания одной из девушек — ее слегка присыпали землей. Это должно было способствовать хорошему урожаю и тому, чтобы плоды выросли такими большими, как человек.

Chaundra  Этот же обряд совершали осенью при уборке поля — чтобы накопать как можно больше картофеля. В Краковском воеводстве сажавшие картофель катались, кувыркались по земле, чтобы клубни были большими, а в Люблинском воеводстве с той же целью самую толстую женщину клали в борозду перед началом работы. Если гремел гром в день посадки картофеля, сажавшие старались скорее схватить ком земли, чтобы плоды были крупными.

В Среднесловацкой области (Турзовка) все женщины, сажавшие картофель, катались по пашне, чтобы при уборке картофеля мешки были полны и было бы их много-много. Другие обхватывали голову руками, чтобы картофелины выросли величиной с человеческую голову.

В Витебской Белоруссии, когда шли сажать картофель, боялись увидеть сидящего человека — это предвещало плохой урожай; если же человек при этом был чем-нибудь накрыт, то картошка будет пятниста, станет гнить или на нее нападут червяки. В таком случае советовали вообще отказаться от начала работы в поле в этот день.

В течение лета картофельные плантации оберегали от вредителей и стихийных бедствий. Для этого выполняли следующие обряды: по полям разбрасывали головни от ивановских костров, в канун Ивана Купалы втыкали в гряды ветки березы, ольхи, лесного орешника для охраны от града и ливней (рус., укр., пол., словац.). В Боснии и Герцеговине накануне Петрова дня (29 июля) на картофельном поле затыкали в землю от кротов смазанную смолой обгорелую березовую или черешневую кору [Гура 1997, с. 266].

Начало уборки картофеля было связано не только с погодными условиями, но и с поверьями о счастливых и несчастливых днях. Например, в Витебской губ. копать картофель следовало начинать в тот день недели, на который в том году приходилось Благовещение, если же день не запомнили, то в субботу. Тогда клубни хорошо сохранятся и не будут гнить. На Украине начинали убирать картофель после дня св. Симеона. В первый день в поле или на огороде раскладывали костер и пекли в золе новый картофель, ели его и грели об него руки, чтобы они не мерзли зимой. В Меленковском уезде Владимирской губ. по окончании уборки картофеля пекли картофельные пироги с морковью и яйцами [БВКЗ, с. 157].

На картофель распространились известные запреты, связанные с днем Головосека (праздник Усекновения Главы Святого Иоанна Предтечи — 29 августа). В этот день, по народным представлениям, нельзя было употреблять в пищу, резать, убирать с огорода, из сада все, что имело круглую форму и напоминало голову. Запрет, относившийся к капусте, луку, яблокам, коснулся и картофеля. За его нарушение грозили разные кары: на теле появятся болячки, будет болеть голова, вместо сока из разрезанного плода потечет кровь, а у человека откроется кровотечение. Существовали запреты есть картофель и в другие дни, например, в Рождественский сочельник (в.-слав., з.-слав.).

В календарных обходах картофель стал частью дара, получаемого пастухом в день св. Мартина (11 ноября) в обмен на березовые прутья (marciňaky), которые он разносил и вручал каждому хозяину, скотину которого он пас. И в день св. Люции (13 декабря) хозяйки одаривали их картофелем и зерном (словац.); в день св. Екатерины ряженые за танец с хозяевами получали в дар картошку (Орава).

Такова история появления этого растения в Старом Свете. Из гонимого, презираемого чужестранца он превратился в доброго друга и помощника. Картофель очень скоро освоился и нашел свое место в общем контексте традиционной культуры славян.

Список литературы см. в книге.

Из истории культурных растений: Картофель (Solanum tuberosum L.), С. 235-246 // Усачёва В.В. — Магия слова и действия в народной культуре славян, — М.: Институт славяноведения РАН, 2008. Составитель и редактор С.М. Толстая vk.com/doc-39153710_190479211

Tags: Сажалка для картошки для мотоблока своими руками

Посадка картошки мотоблоком МБ-90 (простейшая сажалка)

Поделки для дома и дачи | Автор топика: Поделки


Перец можно вырастить без больших затрат труда и времени, без применения сложных удобрений и ядохимикатов, без особых агротехнических приемов, отнимающих у "ленивого" огородника вечно дефицитные время и силы..... читайте на сайте нашей группы- http://stroimdachy.blogspot.com.by/2016/03/kak-vyrastit-bogatyj-urozhaj-perca.html. "Моя любимая дача! ": Как вырастить богатый урожай перца лениво Высаживают перец в те же сроки, что и томаты: после 10 июня - в открытый грунт, в середине мая - под малогабаритные пленочные укрытия. Сразу после посадки гряду с перцами замульчируйте слоем... stroimdachy.blogspot.com.by

Ирина (Honorata)  Интересно

К какой амортизационной группе относится трактор мтз-80
Где учат на водителя погрузчика в ульяновске
Как сделать бур на трактор своими руками
Показать / написать / закрыть комментарий(ии)